Каким будет новый этап отношений России и Азербайджана?


Вот уже который год эксперты в области азербайджанской политики следятза ситуацией с российской радиолокационной станцией в Габале, этой «азербайджанской Швейцарии».  Но всему, как говорится, приходит конец, и факт отказа Российской Федерации от эксплуатации Габалинской РЛС налицо. Кто-то еще поговаривает, что возможность согласия России на 300 млн долларов еще есть. Но зачем,  спрашивается, ей соглашаться, когда отказ уже последовал. Такой ход был бы, как минимум, некорректным.

«Зачистка» советских реалий

Что и говорить, Азербайджан огромными шагами переходит на заграничные рельсы. Причины? Их десятки. Нефть, геополитика, столь долгожданный вкус свободы и независимости, а отсюда прорвавшееся из долгого просоветского сна, ни с чем не сравнимое чувство, что у тебя должно быть лучше, чем у других.

Чувство неплохое, именно оно дает возможность скачками прорываться вперед, привлекая демократичной терпимостью к народам и конфессиям, лоском столицы «Страны огней», нефтяными вышками, прекрасным геополитическим положением. Не мешаешь развитию – ну, Бог с тобой, помогаешь – еще лучше. Этим и определяются в последние годы взаимоотношения Азербайджана с Россией, Европой и США.

Категория «не мешаешь» характеризует отношения с России. Помогаешь – с Америкой и Европой.

В последнее время отношения Азербайджана с Россией также можно оценить как стабильные, или стабильно нейтральные.  В целом, Азербайджан и Россия никак друг от друга не зависят, особых претензий не имеют и существуют автономно друг от друга. За исключением одного «но» – нагорно-карабахского вопроса, по которому Россия, ввиду особых политических и экономических отношений с известной нам страной, не дает четкого ответа. Но ведь не одна Россия виновата в неразрешимости «замороженного» конфликта. Есть и другие заинтересованные стороны, не правда ли?

Азербайджан регулярно вкладывается в свою независимость и получает много. Скоро уже будет год, как Азербайджан провел “Евровидение”. Недавно получил право проведения Первых европейских олимпийских игр, заметьте  – первых. А это все-таки уже лестное европейское признание.

Откуда ноги растут

Уже не от первого азербайджанца слышу: «А почему Россия не помогает?   Почему не идет навстречу по нагорно-карабахскому вопросу?» И в этих, ставших уже, по сути, риторических вопросах и содержится отчасти ответ на вопрос о сегодняшних отношениях России и Азербайджана, как на уровне межгосударственного стратегического партнерства, так и на бытовом уровне отношений между обычными гражданами двух стран.

Для тех, кто следит, как развивается история отношений Азербайджана с другими странами хотя бы за последние два года, не секрет, какие именно государства являются если не надежными партнерами Азербайджана, то благожелательными соседями.

Европа и США с горящими глазами всячески демонстрируют готовность помочь Азербайджану. Даже слишком наглядно. Формирование стратегического партнера в лице Азербайджана – удобный инструмент для политических операций Европы и Америки. Тем более, что в подбрюшье -  Иран, центр интересов США. Главы МИД стран ЕС крайне высоко оценивают стратегическое партнерство с Азербайджаном. Об этом говорили глава МИД Швеции Карл Бильдт, глава МИД Болгарии Николай Младенов, руководитель администрации президента Польши Яцек Михайловский.

В том числе благодаря этим странам, а также другим, поющим«оды» Азербайджану, сам Азербайджан усиленно пытается избавиться от атрибутики советского прошлого – вплоть до ликвидации всех ВАЗов на дорогах и замены на английское такси, смены табличек с надписями на русском языке на аналоговые на английском. И это, в общем, понятно и объяснимо – идти за тем, кто больше дает, избавляясь от прошлого, закрытого кровавым 20 января 1990 года.

Но что-то уж часто стали наведываться американские друзья в Азербайджан, присылая погостить своих чиновников. В этом году, к примеру, заезжала Хиллари Клинтон. Хотя, впрочем, к кому она не приезжала… Очень активно проводят США в США же национальные азербайджанские и государственные азербайджанские праздники, дни культуры, дни рождения азербайджанских культурных и политических деятелей.

Да и не только Америка навещает Азербайджан и следит за каждым его шагом, но и бесконечные европейские организации первого уровня. Вся Европа чуть ли не попеременно выступает с критикой в отношении «армянской оккупации» и признает право Азербайджана на Нагорный Карабах, на международном уровне вопрошая: «Доколе?»

В это время в России

А в это время в России, ну, хотя бы в ноябре-декабре, та же Хиллари Клинтон говорит о том, что в США, как всегда, вызывает беспокойство намечающееся стремление России воссоздать Советский Союз. И, как всегда громко, чтобы точно всем было все слышно, заявляет, что Америка приложит все усилия, чтобы пресечь этот процесс. И как всегда она снова пытается играть по своим правилам. В это же время у России пытаются забрать Байконур. В это же время подходит час «икс» по решению вопроса по Габалинской РЛС, и Ильхам Алиев не приезжает на саммит глав государств-участников СНГ.

Конец РЛС в Габале – начало РЛС в Армавире

Культурные факторы никогда не играли ведущей роли в политике, они всегда являлись «прокладкой» в сложные минуты политических отношений. Только во времена Гейдара Алиева чиновников насильно заставляли посещать концерты классической музыки. Габалинский фестиваль, проводимый ежегодно российской и азербайджанской сторонами в Габале, тут не помог. Холодно у нас стало, господа, холодно.

А если серьезно, то большая часть экспертов оценивает отказ России от дальнейшей эксплуатации Габалинской РЛС как вполне логичный и адекватный поступок. Повысить  арендную плату с $7 млн до $300 млн могли только люди, которые либо очень хотели денег, либо очень хотели, чтобы на их предложение не согласились.

Данный ход Азербайджана можно оценивать по-разному.

К примеру, недавно Азербайджан официально опроверг информацию о том, что в случае начала военного конфликта в Иране, Азербайджан предоставит свои военно-воздушные базы Израилю.Также в последнее время Азербайджан любит подчеркивать, что, согласно конституции Азербайджанской Республики, нахождение военных баз или военных установок других стран на территории государства запрещено.

По словам многочисленных азербайджанских чиновников и политиков, передаваемых различными СМИ, Азербайджан был  готов продлить договор с Россией по аренде Габалинской РЛС, но Россия якобы не согласилась сама.

Непродление само по себе стало основанием для разговоров о похолодании в отношениях Баку и Кремля. Но данный тезис эксперты опровергают.

К примеру, генеральный директор Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Власов полагает, что габалинский вопрос не является показателем кризиса в отношениях между Москвой и Баку.

«Да, есть определенные проблемы, но они существовали всегда, как бывает в отношениях между любыми серьезными партнерами. Ничего страшного не произошло. В российско-азербайджанских отношениях есть темы в чем-то более важные, чем тема Габалы. Но, безусловно, настал момент, когда  и той, и другой стороне надо определить приоритеты», – сказал он.

Алексей Власов считает, что Габала являлась показателем военного сотрудничества России и Азербайджана, и отказ от этого сотрудничества несет за собой некоторые имиджевые потери, «хотя ситуация по Габале для России явно не смертельна».

По мнению Власова, президентам обеих стран еще только предстоит обсудить общую стратегию партнерства. И настоящие переговоры по вопросу совместного сотрудничества еще впереди. Позицию Алексея Власова по этому вопросу подробно представил «Вестник Кавказа».

Военные эксперты считают, что оснований для переживаний по поводу прекращения функционирования РЛС в Габале нет, поскольку по функциональности и целям ее полностью заменит второй корпус РЛС типа «Воронеж» в Армавире Краснодарского края, который ныне находится на опытно-боевом дежурстве и должен полностью вступить в строй в первом квартале 2013 года.

В соответствии с информацией информационного агентства «Вести», «РЛС “Воронеж” в Армавире на сегодняшний день – самый современный сегмент российской системы предупреждения о ракетном нападении. Тактические и технические характеристики выгодно отличаются от станций предыдущего поколения».

По мнению заместителя министра обороны РФ, командующего войсками воздушно-космической обороны, генерал-лейтенанта Олега Остапенко, отказ России от аренды РЛС по типу «Дарьял» в Габале ущерба безопасности России не нанесет.

Заместитель директора Института политического и военного прогнозирования Александр Храмчихин считает, что «Габалинская РЛС не нужна России и служит инструментом в руках Баку для шантажа».

Член-корреспондент Академии военных наук,  член Общесоюзного Совета Председателя  Военно-промышленной комиссии при правительстве России, руководитель независимого Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок высказал «Кавказской политике» свою точку зрения на габалинский вопрос: «Этот вопрос обсуждался достаточно давно,  еще два года назад я говорил о том, что мы будем отказываться от эксплуатации в связи с одним большим фактором. Дело в том, что за эксплуатацию станции Азербайджан определил несусветную цену  – 300 млн долларов. Россия платит за все базы, которые находятся в Средней Азии, в том числе Байконур, 160 млн.

Это одна проблема. Также я считаю, когда все говорят, что Россия заинтересована в том, чтобы РЛС располагалась в Габале, это совершенно неверно.  Дело в том, что отказ от этой станции – это не первый отказ. 20 лет назад был отказ от РЛС в Латвии, и ничего страшного не произошло. Мы отказались от РЛС в Мукачево и Ужгороде на Украине. Отказались мы потому, что эти станции достаточно старые по своей технической функциональности.

Россия сейчас не будет торговаться с Азербайджаном. По той хотя бы причине, что сейчас в Армавире находится РЛС, которая по дальности превышает станцию в Габале. Также Россия сейчас устанавливает две станции в других регионах Российской Федерации.

Важно отметить, что когда мы говорим об отказе от эксплуатации РЛС в Габале, это не означает,что отношения России и Азербайджана ухудшатся. Я так совершенно не думаю, поскольку Россия заинтересована в том, чтобы видеть партнером Азербайджан, а Азербайджан заинтересован в том, чтобы видеть в качестве партнера Россию.

Есть также и вопрос, сможет ли использовать Азербайджан данную станцию. Азербайджан просто бы не смог это сделать, поскольку у них нет таких специалистов. Также вопрос, сможет ли Азербайджан пригласить для эксплуатации РЛС специалистов-американцев или, к примеру, израильтян. Естественно, Иран настороженно относится к возможности приглашения Азербайджаном своих специалистов. И это еще большой вопрос, кто на этом месте будет находиться. Что касается такого непомерного повышения арендной платы. конечно, Азербайджан хотел «выцыганить» такую сумму денег. Считая, что Россия – достаточно богатая страна, они решили, что Россия во что бы то ни стало хочет остаться на территории Азербайджана, что совершенно неверно.

Я думаю, что другие страны не могли повлиять на решение Азербайджана повысить цену на РЛС. Да, действительно, пару-тройку лет назад были разговоры о влиянии Вашингтона. Тогда проходила информация о том, что Азербайджан и США якобы хотят совместно использовать данную станцию, и Вашингтон на тот момент говорил, что она недееспособна. Но потом американцы согласились, правда Россия ответила категорическим отказом.

Я считаю, что никакого похолодания между Россией и Азербайджаном не наступит. По той причине, что Россия и Азербайджан – те страны, у которых нет друг к другу претензий. Азербайджан, пожалуй – единственная постсоветская страна, у которой нет финансовых претензий. А вот эта проблема уже очень серьезная».

В целом, будем полагаться на мнение экспертов по габалинскому вопросу и ждем озвучивания стратегии развития партнерских отношений Москвы и Баку.
kavpolit.com

Читайте так же:

Исторические фотографии с Восточного фронта 1941-1945 гг.

На верхней: 1941. Белоруссия, немецкий репортер ест огурец, предложенный крестьянкой. 1941. Артиллеристы 2-ой батареи 833-го тяжелог...