1. Эйке Батиста
(EBX)
Еще в 2012 году промышленный магнат числился восьмым в списке самых богатых людей планеты и хвастался, что не позднее 2015 года станет первым, оставив позади американца Билла Гейтса и мексиканца Карлоса Слима. В 1983 году Батиста основал компанию EBX, две первые буквы которой означали его инициалы, а символ «X» — приумножение капитала. Более 20 лет бизнесмен занимался преимущественно драгоценными металлами, но с начала 2000-х включил в сферу своих интересов нефть, энергетику, металлургию, логистику и строительство шельфовых кораблей. Жемчужиной в коллекции Батисты считалась нефтяная OGX, однако именно она его и подвела. В марте OGX пересмотрела ожидаемые показатели добычи нефти. Компания сократила расходы и приостановила бурение сразу на трех шельфовых проектах, заявив о возможной реструктуризации. Игроки на рынке стали шортить все компании Батисты, в результате чего с начала года они фактически обесценились (обвал котировок составил более 90%). Чтобы спасти EBX от банкротства, Батисте придется фактически распродать и закрыть все предприятия группы (задолженность только OGX составляет 3 млрд долл., при том что сейчас ее рыночная капитализация не дотягивает даже до 850 млн долл.). Держателям корпоративного долга его корпораций, похоже, придется смириться со списаниями: агентства Fitch и Moody’s снизили рейтинги их облигаций до мусорного уровня.
2. Рон Джонсон
(JC Penney)
В 2011 году инвестор-активист Билл Экман лично переманил вице-президента Apple Рона Джонсона, чтобы тот оживил бизнес розничной сети. Экман сумел убедить правление JC Penney, что 52,7 млн акций в качестве аванса для вице-президента Apple — это вполне нормально. К сожалению, за 17 месяцев у руля компании Джонсон обрушил ее продажи на 25%, а капитализацию — на 50%. Джонсон за время правления так и не сумел понять разницу между магазином доступной одежды и премиальным производителем смартфонов — он отказался от системы скидок, чем отпугнул американцев с невысоким доходом. «Это как если бы он просто уволил покупателей магазина», — пишет BBC. Кроме того, Джонсон так и не смог наладить тесные связи с управляющими сетью — он предпочитал совещаниям онлайн-конференции, которые часто проводил из своей квартиры или самолета, чем раздражал сотрудников. В апреле его уволили.
3. Торстен Хайнс
(BlackBerry)
Торстен Хайнс пришел в компанию в 2007 году на должность топ-менеджера, а в 2011 году стал ее гендиректором. Под руководством Хайнса BlackBerry делала основной упор на развитие бизнеса по производству мобильных телефонов. Особые надежды возлагались на новую операционную систему BlackBerry 10, которая должна была составить конкуренцию iOS от Apple и Android от Google. Однако когда BlackBerry 10 появилась в этом году, многие аналитики заявили, что ее выход опоздал на пару лет. В ноябре BlackBerry отменила сделку по продаже компании канадскому страховщику Fairfax Financial Holdings, заявив, что ожидает инвестиции на 1 млрд долл. Хайнс был уволен, но получил отступные на 22 млн долл., чем изрядно разозлил акционеров — за последний год акции компании подешевели на 56%.
4. Эдди Ламперт
(Sears Holdings)
Эдди Ламперт известен прежде всего как успешный глава хедж-фонда ESL Investments. В 2003 году он спас от банкротства американский ритейлер Kmart, а в 2005 году попытался проделать похожий трюк с проблемной сетью Sears Holdings. С тех пор у компании сменились несколько гендиректоров, после чего в феврале этого года Ламперт лично возглавил компанию. «Он стал действовать как классический финансовый менеджер: сократил расходы, продал непрофильные активы. Однако он не сделал ничего для продвижения товаров», — отмечает BBC. В результате у ритейлера уже 27 кварталов подряд падают продажи, за первые три квартала этого года убыток достиг 800 млн долл., тогда как задолженность компании составляет 7 млрд долл.
5. Стив Балмер
(Microsoft)
За 13 лет руководства Стива Балмера Microsoft увеличила годовую выручку с 25 млрд почти до 78 млрд долл., а прибыль — до 21,9 млрд долл. (на 200%). Однако акции компании за то же время рухнули на 40%, вызвав шквал критики со стороны инвесторов. Еще в прошлом году колумнист Forbes Адам Хартунг назвал Балмера худшим гендиректором крупной публичной компании в США. Главный провал Балмера — он проспал моду на смартфоны и планшеты. «Это самый дорогой телефон в мире, и он совершенно непривлекателен для корпоративных клиентов», — заявил Балмер после выхода iPhone в 2007 году. Пять лет спустя продажи смартфона превысили всю выручку Microsoft. В 2010 году Балмер также был убежден, что iPad останется нишевым продуктом, так как собственная попытка Microsoft создать планшет десятилетием раньше провалилась. Почти все 305 млн персональных компьютеров, которые, как ожидает Gartner, будут проданы в этом году, будут оснащены Windows. Однако если учесть смартфоны, планшеты и другие компьютерные устройства с доступом в Интернет, то на Microsoft приходится уже только 15% этого рынка. Windows Mobile установлен всего на 3,7% всех смартфонов в мире. А Windows 8, за счет которой Microsoft рассчитывала наверстать упущенное на рынке планшетов, не оправдала ожиданий. Компания в июле сообщила, что спишет 900 млн долл. в связи с низким спросом на ее планшет Surface. В августе Балмер объявил, что в течение года покинет компанию.
rbcdaily.ru